Тексты – Texts
Evaluation of the International
Semester Programme in DJH
Evaluation for the Danish
Democracy Foundation
Русский в Европах
A moveable feast
She flies in her dreams and on the air
Fish from the Information Sea
International News Gathering:
How am I after it?
A good Chechen is a dead Chechen?
Russia on its way to the positive
image abroad
Russia on its way to the positive
image abroad (2nd edition)
Позитивный имидж России
за рубежом
Privatization of Estonia
Work report
Мой эстонско-русский словарь
Depleted uranium ricochets
NATO soldiers
Depleted uranium ricochets
NATO soldiers (2nd edition)
Обедненный уран
My first experience
of covering terrorism
Отчет о практике
в РИА "Новости"
Неопубликованные
материалы о Дании
Главная страница
 


Данный отчет представляет собой краткое описание и характеристику всей стажировки в Дании. Написан он был сразу по возвращении в Москву для двух людей: заместителя декана журфака МГУ Марии Михайловны Лукиной, которая координирует все сотрудничество журфака и Датской школы журналистики, а также для моей преподавательницы по специальности Евгении Георгиевны Кузьминой. Именно поэтому в отчете особое место уделено нашему походу на «Данмаркс Радио».




Отчет о стажировке в Дании




В этом году мне посчастливилось стать участником очень интересной международной программы для студентов, изучающих журналистику. Эта программа организована Датской школой журналистики, расположенном во втором по величине городе Дании – Орхусе.

В начале августа в Орхус съехалось 14 студентов-журналистов из 7 стран мира: России, США, Норвегии, Нидерландов, Польши, Литвы и Эстонии. Нам всем предстояло провести в Дании целый семестр, посвятив его изучению различных журналистских дисциплин.


Датская школа журналистики (Danmarks Journalist Højskole, DJH) была основана в 1971 году для подготовки профессиональных журналистов. До недавнего времени она была единственным подобным учебным заведением в Дании. Но несколько лет назад такие же школы появились в городах Оденсе и Роскилле. Кроме того, журналистике учат и в датских университетах, где программа обучения построена примерно по той же схеме, что и на факультетах журналистики российских университетов.

В Датской школе журналистики же основное внимание уделяется практической подготовке будущих работников масс-медиа. Обучение проходит в течение 8 семестров, половина из которых посвящена непосредственным стажировкам в датских средствах массовой информации. Во время этих стажировок датские студенты получают фиксированную зарплату в 11 500 крон (1400 долларов) от государства.

Обучение в DJH бесплатное. Многие студенты, начинающие учебу в школе, уже имеют одно высшее образование. Для поступления необходимо сдать несколько экзаменов: реферирование информационного материала, написание эссе на заданную тему и тест на общий уровень знаний. Конкурс при зачислении составляет около 7-8 человек на одно место. В настоящее время в Дании наблюдается переизбыток журналистских кадров из-за сокращения количества средств массовой информации и слишком большого количества выпускников специализированных журналистских высших учебных заведений. Тем не менее школа продолжает все ранее начатые программы, и в их числе программу «Международный семестр», в которой мне и довелось участвовать.


Эта программа рассчитана на один семестр. Она состоит из нескольких последовательных 2-3 недельных курсов в отличие от академического университетского образования, когда все предметы изучаются в одно и то же время. Преподавание ведется на английском языке.

Открывается программа ознакомительным курсом. На протяжении недели студенты знакомятся с политической системой Дании, основами датского языка, узнают об особенностях жизни датского общества. Кроме того, в первую неделю нам рассказали о системе средств массовой информации Дании и законодательстве страны в области СМИ. Приятным дополнением к ознакомительной программе стала экскурсия по городу, посещение муниципалитета и ужин в ресторане за счет школы. Поразила сама система обучения в школе. В классе разрешено сидеть на столе, ходить во время занятия, не мешая при этом никому. Те, кто не успел позавтракать дома, могли сделать это, слушая первую лекцию, и никто не обращал на это внимания. В связи с этим вспоминается эпизод из моей учебы на первом курсе журфака МГУ, когда меня и моего соседа по парте едва не выгнали с занятий за то, что у нас на столе стояли стаканы с кока-колой…


Две следующие недели были посвящены «Сбору международных новостей». Преподаватель, который был большим поклонником сказок датского писателя Ханса Кристиана Андерсена и даже зачитывал нам две из них на занятиях, с самого первого дня пытался научить нас рассказывать наши истории так, чтобы об этом было интересно слушать и узнавать остальным. Мне кажется, этот принцип очень хорошо подходит для больших журналистских материалов, когда читатель хочет не просто прочитать набор фактов, а узнать обо всем этом в занимательной форме. Мне, привыкшему к довольно сухому изложению фактов на новостной ленте информационного агентства РИА "Новости", поначалу было трудно понять эти принципы, но затем я понял, что без этого невозможно сделать читабельным и интересным свой материал, особенно если он большого объема.

После вводных занятий мы отправились в Копенгаген, где нам предстояло окунуться в гущу настоящих событий и работать в качестве «настоящих» журналистов. В Дании в это время как раз было в разгаре «дело Карми Гиллона». Его суть заключалась в том, что Карми Гиллон, назначенный новым послом Израиля в Дании, некоторое время до этого возглавлял Службу безопасности Израиля, где санкционировал применение пыток к палестинским заключенным.

Миролюбивые датчане, а также живущие в Дании многочисленные выходцы из арабских стран, не желали видеть такую одиозную личность, как Гиллон, на датской земле да еще в качестве дипломатического представителя, обладающего неприкосновенностью. Они призывали к привлечению его к ответственности за якобы совершенные преступления. Мы присутствовали на демонстрации перед израильским посольством в Копенгагене в день прибытия Гиллона в Данию, где собрали бесценный материал для своих статей. Помимо этого, мы посетили фолькетинг (датский парламент), где встречались с депутатами, непосредственно занимающимися проблемой применения пыток, а также центр реабилитации жертв пыток в Копенгагене. Мы побывали в Международном пресс-центре для беседы с израильским журналистом. который изложил точку зрения Израиля на все происходящее, и на пресс-конференции одного из членов фолькетинга, который передал полиции Копенгагена прошение об аресте Карми Гиллона.

На основе собранного материала каждый из нас должен был написать статьи для размещения на специальном интернет-сайте о «деле Карми Гиллона». Мы разделились на три группы по пять человек, и каждая группа предложила свой вариант сайта по данной теме. На сайте нашей группы можно было найти как информационные, так и справочные, и аналитические материалы, а также фоторепортаж с демонстрации перед посольством.


По завершении данного курса мы приступили к другому: «Стереотипы в журналистике». Занятия были построены в форме лекций основного лектора и приглашенных им людей с последующей дискуссией. Темами занятий становились стереотипы о разных народах в представлении других народов, американские стереотипы, а также презентации студентов по выбранным темам. Занятия у нас проходили 2 раза в неделю, остальное время было отдано для индивидуальной работы и написания статей. Всего нужно было написать три статьи: две короткие и одну развернутую. В своей большой статье я рассказал о западных стереотипах в отношении России и мерах по их преодолению, предпринимаемых нашей страной. Этот курс помог мне преодолеть многие собственные стереотипы о других народах и странах. Теперь я не думаю, что все американцы – недалекие и ограниченные люди, а в Голландии всегда идут дожди и все курят разрешенную там марихуану.


В середине сентября мы приступили к основному курсу всей программы – «Расширение ЕС – Эстония как пример». На этом этапе к нам присоединились 10 датских студентов 3 семестра обучения. Мы опять были разделены на группы по четыре человека, темой исследования нашей группы были вопросы экономической интеграции Эстонии в ЕС. В течение первой недели нам рассказывали о функциоCаршрут путешествия без дополнительных сложностей с визами.

Мне удалось побывать во Франции и в Голландии, а также в Швеции. Эти незабываемые впечатления были не только удовольствием, но также и материалом для журналистских и учебных статей.


После каникул мы приступили к курсу «Работа репортера по освещению рисков». Я предполагал, что речь пойдет о работе военных корреспондентов, освещении террористических актов, стихийных бедствий и т.д., но внимание нашего преподавателя было больше сосредоточено на потенциальных рисках, который таят в себе «грязные» отрасли промышленности, вредные привычки, химическое оружие и т.п.

Тем не менее в свете событий 11 сентября в США мы не могли не посвятить часть занятий проблеме терроризма и освещению связанных с этим событий. Многие из учебных работ были посвящены именно этой проблеме.


Наконец, пришло время последнего практического курса – разработке интернет-сайта об Эстонии. Его содержанием стали наши статьи об Эстонии плюс фотографии и справочный м%олько крупных датских ежедневных газет, но ни один из них не получил одобрения тогдашнего министра культуры Дании Эльсебет Гернер Нильсен.

В результате было объявлено об учреждении нового культурно-музыкального канала под эгидой «Данмаркс Радио». Его эфир заполнен в основном классической музыкой, но в нем также есть место и другим жанрам, например джазу и народной музыке. Некоторые передачи с других каналов корпорации перешли на P2. Ежедневно на новом канале выходит получасовая программа для детей, а также ряд радиожурналов о культуре и кино.

В новом сезоне произошли некоторые изменения и на трех других каналах корпорации. Так, руководство «Данмаркс Радио» объявило о корректировке концепции первого канала P1, который стал более насыщенным общественно-политическими и дискуссионными программами. Канал P3 предназначается в основном для молодежной аудитории, а сетка вещания четвертого канала P4 составляется главным образом из региональных программ. Три первых радиоканала транслируются из Копенгагена и одинаковы на всей территории страны, программы же четвертого канала различаются в разных

Вся территория Дании поделена на 9 регионов, в каждом из которых существует собственная радиостанция, входящая в систему P4. В Орхусе это «Радио Восточной Ютландии»
(«Østjyllands Radio»), вещающее на частоте FM 95,5. Именно на эту радиостанцию по моей просьбе была организована экскурсия для нашей группы.

 

Всего на радиостанции работают около 40 человек, которые и обеспечивают как ретрансляцию программ, передаваемых из Копенгагена, так и производство собственных программ. В настоящее время все ярче проявляется тенденция сочетания журналистских и технических навыков одним и тем же человеком, в связи с чем количество технических специалистов на радиостанции в последние годы сократилось.

 

Один из журналистов радиостанции (кстати говоря, студент, проходящий практику) рассказал нам о том, что аудитория «Østjyllands Radio» составляет около 250 тысяч слушателей в неделю, при том, что еще

10-20 лет назад число слушателей было больше по крайней мере в 3 раза. Сейчас же люди предпочитают выбирать коммерческое радио и телевидение, а не общественные станции. Главным конкурентом «Østjyllands Radio» является коммерческая радиостанция «The Voice», где можно услышать больше развлекательных программ.

С другой стороны, общественное вещание финансируется за счет абонентской платы и государственных дотаций, поэтому на радио и телевидении «Данмаркс Радио» совсем нет рекламы. Вместе с тем, все общественное вещание должно отвечать интересам общества, содержать различные культурные, образовательные и просветительские программы. В сетке вещания «Østjyllands Radio» много репортажей и радиоочерков, а не просто короткие выпуски новостей, как на музыкальных коммерческих радиостанциях. Сотрудники радиостанции пользуются современной техникой для подготовки материалов к эфиру, монтаж звуковых файлов производится с использованием современных компьютерных программ. Но тем не менее журналисты иногда используют и переносные катушечные (!) магнитофоны для внестудийных записей. «Гвоздевыми» программами «Østjyllands Radio», которые производятся прямо в Орхусе, а не в Копенгагене для всех радиостанций системы P4, являются утреннее шоу с 6 до 9 часов (прайм-тайм) и послеобеденное шоу «Ближе к…» с 4 до 6 вечера. Мы смогли воочию понабдля того или иного момента эфира. Соотношение музыки на датском и английском языке – примерно 50 на 50, однако многие датские музыканты и группы поют на английском языке, поэтому по происхождению бoльшая часть музыки – датская. Новости, которые транслируются в начале часа, тоже распространяются централизованно из Копенгагена для всех девяти региональных радиостанций, новости же в середине часа готовятся непосредственно в самих регионах. Кроме того, «фирменной» программой «Østjyllands Radio» являются сообщения о ситуации на дорогах. Для оперативной передачи в эфир материала о дорожной аварии на дорогах Восточной Ютландии могут быть даже прерваны другие передачи радиостанции. «Østjyllands Radio» располагает сетью внештатных корреспондентов в разных населенных пунктах региона, которые сообщают обо всех дорожно-транспортных происшествиях в головной офис радиостанции в Орхусе. Один раз в год для таких стрингеров устраивается праздничный обед в студии «Østjyllands Radio», чтобы поощрить их работу.


В течение всего своего пребывания в Дании я работал еще и в качестве собственного корреспондента РИА "Новости" в Дании. Практически каждый день я писал информационные сообщения для ленты агентства о различных сторонах жизни Дании. В числе моих материалов были сообщения о политической жизни страны, о различных визитах зарубежных государственных деятелей в Данию, о деятельности Дании по оказанию гуманитарной помощи другим странам, о культурных событиях королевства, о курьезах и занимательных случаях в жизни страны. С этой точки зрения, моя поездка оказалась также очень плодотворной как для меня, так и для агентства.


Четыре месяца пролетели очень быстро. Надо признать, что за это время многие успели соскучиться по родным странам, по друзьям, по работе, по учебе. Тем не менее то, что нам удалось узнать и создать самим, дало нам всем бесценный опыт как в области журналистики, так и для жизни в целом. Для многих из нас это была первая длительная зарубежная поездка. Мы сумели узнать очень многое о стране, о городе, где мы жили, о народе, который населяет эту замечательную страну.

Кроме того, мы, в особенности те, кто приехал в Данию из восточноевропейских стран, смогли познакомиться с западной моделью журналистики, на практике ощутить ее преимущества и отличия по сравнению с тем, что мы имеем в наших странах с молодыми демократическими традициями. Этот опыт, а также великолепная практика в английском языке, надеюсь, будут весьма полезными в нашей дальнейшей журналистской деятельности.







Используются технологии uCoz